Решением Совета министров юстиции при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества от 23.08.2007 года № 24 приняты Методические рекомендации о применении международных норм в части оказания правовой помощи с целью единообразного применения министерствами юстиции, их территориальными органами и органами регистрации актов гражданского состояния государств-членов ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизская Республика, Таджикистан, Узбекистан) положений Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 года в Минске и Протокола к ней, подписанного 28 марта 1997 года в Москве, а также Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 07 октября 2002 года в Кишиневе, а также Соглашения о сотрудничестве в сфере деятельности органов ЗАГС в рамках Евразийского экономического сообщества при оказании международной правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния.
Орган ЗАГС в рамках международной правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния, вправе направлять:
-запросы об истребовании документов (свидетельств, справок, копий записей актов гражданского состояния о регистрации актов гражданского состояния с приложением:
* заполненных и подписанных правомочным заявителем обращений-анкет по истребованию документа;
*обращений органов опеки и попечительства, воспитательных и других учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
* обращений управомоченных органов;
-поручения о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении и аннулировании записей актов гражданского состояния с приложением материалов;
-ходатайства об исполнении решений компетентных органов (судов, органов юстиции, органов опеки и попечительства и др.) касающихся актов гражданского состояния, с приложением соответствующих решений, иных материалов.
Запросы, ходатайства, поручения должны быть подписаны соответствующим руководителем, скреплены гербовой печатью запрашиваемого органа, а также содержать полную информацию, имеющую значение для их исполнения.
Правом на обращение ( в виде анкет) за истребованием документов о регистрации актов гражданского состояния обладает лицо, правомочное в соответствии с национальным законодательством государств-членов ЕврАзЭС на получение повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.
Поручением органа ЗАГС осуществляется направление документов, касающихся внесения изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния.
Орган ЗАГС так же направляет в порядке, предусмотренном действующим законодательством, запросы об истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния с территории государств-членов Содружества Независимых Государств и стран Балтии;
- осуществляет пересылку документов о государственной регистрации актов в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, и гражданам, проживающим на территории стран Содружества Независимых Государств.
За получением необходимой информации по истребованию документов о государственной регистрации актов гражданского состояния просим обращаться к специалистам органов ЗАГС.
Предоставление государственной услуги по истребованию личных документов
Истребование документов о государственной регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств осуществляется в рамках оказания международной правовой помощи в соответствии с:
- статьей 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993г. в Минске (в редакции Протокола к ней от 28 марта 1997г.);
- Административным регламентом МИД России и Минюстом России по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом Министерства иностранных дел РФ и Министерства юстиции РФ от 29 июня 2012г. № 10489/124.
На территории Российской Федерации государственную услугу предоставляют: Департамент МИД России, Департамент Минюста России, территориальные органы Минюста России, органы ЗАГС.
На территории иностранных государств государственную услугу предоставляют консульские учреждения.
Заявителями при истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния являются:
1) российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых истребуются документы;
2) родственники умершего или другие заинтересованные лица в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);
3) родители (лица, их заменяющие) или представители органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);
4) иное лицо в случае представления доверенности, удостоверенной в установленном порядке, от лица, имеющего в соответствии с настоящим пунктом право на получение документов.
Заявителю необходимо предоставить следующие документы:
I. В случае предоставления документов по почте
- заявление об истребовании документа (приложения);
- квитанцию об уплате государственной пошлины (до 1 января 2013г. После 1 января 2013г. по желанию заявителя) или документ, подтверждающий уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов;
- копию паспорта гражданина Российской Федерации;
- копию документа, подтверждающего родство или представительство (при истребовании документа лицами, указанными в подпунктах 2 и 3);
- доверенность, удостоверенную в установленном порядке (при истребовании документа лицом, указанным в подпункте 4 пункта 2).
II. В случае личной явки на прием в территориальный орган Минюста России, орган ЗАГС и консульское учреждение заявитель представляет следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (предъявляется);
- заявление об истребовании документа (приложения);
- квитанцию об уплате государственной пошлины (до 1 января 2013г. После 1 января 2013г. по желанию заявителя) или документ, подтверждающий уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов;
- документ (предъявляется), подтверждающий родство или представительство (при истребовании документа лицами, указанными в подпунктах 2 и 3);
- доверенность, удостоверенную в установленном порядке (при истребовании документа лицом, указанным в подпункте 4 пункта 2).
Бланки заявления об истребовании документа и квитанции об уплате государственной пошлины заявитель может получить по почте, направив предварительный запрос в Департамент МИД России, Департамент Минюста России, территориальный орган Минюста России, а также при личном обращении в консульские учреждения, органы ЗАГС. В электронном виде указанные документы размещены на сайтах МИД России, Минюста России, Департамента МИД России, консульских учреждений, территориальных органов Минюста России, а также на Едином портале и могут быть распечатаны заявителем.
На официальном сайте Минюста России www.minjust.ru можно просмотреть информацию о месте нахождения, справочных телефонах, адресах официальных сайтов и электронной почты территориальных органов Минюста России и органов ЗАГС или на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru.
Сведения о ходе предоставления государственной услуги можно получить на личном приеме, по письменному обращению, электронной почте и справочным телефонам.
За предоставление государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства взимается государственная пошлина.
Согласно подпункту 52 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в следующем размере:
- за истребование документов с территории иностранных государств - 200 рублей за каждый документ.
За предоставление государственной услуги по истребованию личных документов с территории Российской Федерации на основании статьи 36 Консульского устава Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий" взимаются консульские сборы, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с предоставлением государственной услуги. Размер консульского сбора за истребование документов составляет 40 долларов США или эквивалент в валюте иностранного государства за каждый документ. Информация о тарифах сборов в счет возмещения фактических расходов в соответствующей стране размещается на информационных стендах непосредственно в помещениях консульских учреждений, а также на официальных сайтах консульских учреждений. Срок предоставления государственной услуги при истребовании документов с территории иностранного государства не должен превышать 6-ти месяцев . Срок предоставления государственной услуги при истребовании документов из Российской Федерации, с учетом обращения в соответствующие архивные органы Российской Федерации, не должен превышать 4-х месяцев. В случае неполучения истребуемых документов, утери документов срок продлевается на 3 месяца.